ПРОЕКТ 72.Малотоннажные системы шоковой заморозки сельскохозяйственной и морской продукции на местах их переработки.Велицко В.В.В настоящее время, в ходе транспортировки сельхозпродукции, в частности ягод, фруктов и грибов от мест сбора до комбинатов по централизованной по ее централизованной переработке в полуфабрикаты или товарную продукцию, теряется до 50% урожая. При этом, основную долю прибыли получают переработчики сельхозпродукции, а не еѐ производители, что связано с высокой конкуренцией среди поставщиков, обусловленной сжатыми аграрными сроками сбора урожая и короткими сроками хранения собранной сельхозпродукции и у производителя. Комплексы по шоковой заморозке сельхозпродукции, в настоящее время представляют собой стационарные системы непрерывного или периодического действия, оснащѐнные парокомпрессионными (фреоновыми) холодильными машинами, требующими внешнего электроснабжения. Для обеспечения задачи переработки сельхозпродукции на местах сбора в продукцию с длительным сроком хранения и высокой добавочной стоимостью, предлагается использование мобильных систем шоковой заморозки, базирующихся на воздушных холодильных машинах, размещѐнных на автомобильных шасси с приводом от вала отбора мощности двигателя (рисунок). Рисунок. Схема холодильной машины для шоковой заморозки. Предложенное применение в сельском хозяйстве для обеспечения быстрой заморозки урожая на местах сбора будет реализовано на базе турбопоршневых машин, спарка которых представляет собой детандер-компрессорный агрегат с КПД преобразования подведѐнной мощности в холод (до -60 °С) в пределах 70-100% и более. Комплекс представляет собой готовое решение по предварительной мойке, сушке, шоковой заморозке и транспортировке сельхозпродукции при эксплуатации неподготовленным персоналом. Простота эксплуатации обеспечивается тем, что в контуре в качестве хладагента выступает атмосферный воздух, а также отсутствием такого классического компонента холодильных машин, как внешняя электростанция. Оборудование включает в себя: o Систему фильтрации наружного воздуха. o Детандер-компрессорный агрегат с приводом от вала отбора мощности (ВОМ). o Промежуточный холодильник (сухую градирню). o Влагоотделитель (сепаратор). Принцип работы оборудования: o На вход компрессора поступает воздух как из холодильной камеры, так и наружный воздух, компенсирующий утечки воздуха из холодильной камеры. o Сжатый воздух поступает в сухую градирню, после чего отделение сконденсировавшейся влаги происходит с сепараторе. o Из сепаратора сжатый охлаждѐнный воздух поступает в детандер. o В детандере воздух совершает работу по приводу компрессора, в ходе чего происходит его охлаждение. Дополнительная мощность на привод компрессора поступает от ВОМ двигателя. o Охлаждѐнный воздух с температурой минус 60°С поступает в камеру быстрой заморозки. o Из камеры быстрой заморозки холодный воздух поступает в компрессор. o Для компенсации утечек холодного воздуха из камеры быстрой заморозки, в тепловой контур через фильтр поступает наружный воздух. Эксплуатационно-технические особенности предлагаемого решения: o В качестве хладагента используется воздух (полное отсутствие аммиака и фреонов). o Детандер компрессорный агрегат выполнен с приводом от вала отбора мощности (не требуется отдельной электростанции). o Холодильная установка монтируется на любой грузовой автомобиль грузоподъемностью от 1,5 т и более с термоизолированным кузовом. o Для эксплуатации не требуется привлечение специализированного персонала. Предложенное решение также позволяет осуществлять шоковую заморозку мяса, рыбы и овощей, а также осуществлять поддержание необходимой температуры при транспортировке и хранении замороженной продукции. Реализация данных решений со сроком окупаемости оборудования у производителей сельхозпродукции на уровне одного сезона, позволит минимизировать объѐмы импорта в Россию свежезамороженной сельхозпродукции, создавая дополнительные рабочие места в сельскохозяйственном секторе и увеличивая рентабельность работы сельхозпредприятий. |